<<на главную

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТОМУ, КТО ДЕЛАЕТ ВСЕ САМ,
ВЛЕТАЕТ ЭТО В КОПЕЕЧКУ

Индустриальное предприятие должно для себя выяснить, сколько видов продукции оно собирается выпускать. Возьмем производителяя бытовых электрических приборов. Он может предложить целый список товаров, как то пылесос, тостер, утюг, стиральная машина, посудомолечная машина, миксер, микроволновая печь и холодильник. В этом случае у него будет широкий ассортимент. Если же завод сконцентрирует свои усилия на выпуске стиральных машин и сушилок, то у него будет узкая производственная программа.
Второе важное решение, которое предстоит принять заводу, связано с производственной глубиной. Эксперты этим понятием описывают такой аспкет:в каком объеме фирма будет комплектовать продукцию своими деталями или заказанными на других предприятиях. Производитель бытовых электротоваров может сделать выбор: либо он свою стиральную машину будет изготовлять сам до последней гайки, либо он закупает барабан, все кабели и жесть у поставщиков. В этом случае говорят только о конечном монтаже на заводе. Экономисты рассматривают эту альтернативу как "собственное изготовление или поставка со стороны". Все чаще эту ситуацию выражают американским выражением: Маkе оr Вuу (от tо tаkе=сделай сам и to buy=покупать).

Как же решиться make or buy? Над чем предприятию стоит подумать


Здесь, на японском заводе Куосега, производство телевизоров является типичным индустриальным производством. Постоянно перед управлением завода стоит вопрос: нужно ли все детали для аппарата изготовлять самим? Или будет дешевле приобретать некоторые детали на стороне, а здесь их только монтировать? Это очень важное решение - изготовлять ли самим или брать со стороны.

В принципе предприятие не должно было бы отдавать "на сторону" производственную ступеньку, которая влияет на успех. Напрнмер, наш производитель электробытовых приборов является лидером рынка по продаже стиральных машин, так как он создал очень экономичную, расходующую мало воды модель. Это know-how сделало машину конкурентоспособной. Ее он, разумеемся, не отдаст производителям деталей, так как клиенты ждут продукцию высокого качества. Другое дело - ступени технологического процесса, которые для фирмы не столь уж и существенны. Тут фирма рассудительно взвесит, как ей понизить расходы. Часто сужение производственного процесса ведет к сокращению расходов, то есть, экономии постоянных расходов. Остановимся на том же примере с производителем электробытовых приборов: ему придется платить меньше заработной платы, социальных взносов, если часть деталей для стиральной машины и сушилки он будет закупать за границей. Если же их изготовят в странах с дешевой зарплатой, то экономический эффект будет двойным. Значительно п онизятся расходы на заработную плату, если предприятие откажется от новых технических разработок. В этом случае ему не нужны больше будут дорогостоящие исследовательские отделы, оно будет покупать технические новшества по лицензиям; в конечном счете это то же самое. Иногда эта «самодеятельность» требует расходов, которые к собственному производству отношения не имеют. Вспомните доплнительные расходы по закупке, управлению и хранению. А если клиенты начнут жаловаться на качество, дело дойдет до рекламаций. С рекламациями нужно работать так же, как и с жалобами на задержки. Все это будет стоить денег. При поставках со стороны таких расходов не будет, напротив, фирма может требовать возмещение ущерба от поставщиков. Таким образом, складывается ряд обстоятельств, при которых «make or buy» нужно тщательно продумать и взвесить.
Только таким образом предприятие может выяснить, будет ли ему выгодней и дешевле производить все самому. У всех (или у большинства) фирм одна и та же цель: при производстве своей продукции они хотят мобилизовать все свои шансы по рационализации. Для этой ситуации употребляется выражение lean production(тощее производство). К этому выражению мы еще вернемся.

Если вы не нашли ничего подходящего, то посетите
Подтемы:
Сайт создан в системе uCoz