ОГЛАВЛЕНИЕ
|
 |
ПОДСЧИТАЙТЕ ТАК, ЧТОБЫ И ПОД ЧЕРТОЙ ЧТО-НИБУДЬ ОСТАЛОСЬ |
 |
Латинское слово calculus (счет) сделало себе международную карьеру. В английском языке этот термин обозначает дифференциальный счет. Calculator называется калькулятор. Французы сделали calcul (по-русски - калькуляция). Еще 16 веке итальянские купцы говорили о калькуляции, подсчитывая расходы или подавая клиенту смету. Это значение сохранилось и сегодня: калькуляция - это подсчет.
Прежде всего, калькуляция нацелена на то, чтобы подсчитать предлагаемую цену товара или услуги. При этом нужно придерживаться следующей схемы: в первую очередь учитываются стоимость материала (сырья) и расходы на персонал. Эти расходы называются прямыми расходами, так как они учитываются при промзводстве товара. Нужно отличатьнакладные расходы, которые только частично «переходят» на продукт. К ним относятся все обычные затраты, связанные с производством - на электричество, мазут, болты, писчую бумагу или фрахт (накладные расходы). Помимо того, нужно еще приплюсовать взносы работодателей за своих сотрудников в социальное страхованне или отпускные расходы (расходы на содержание персонала). Все прямые расходы (расходы за материал и за персонал) и накладные расходы,
сложенные вместе, образуют производственные издержки. Сюда нужно приплюсовать еще и расходы на содержание руководства (это прежде всего аренда и оклады менеджеров), а также общие расходы, связанные с реализацией (расходы на содержание транспортного парка). Если мы теперь приплюсуем эти накладные расходы к производственным издержкам, мы получим себестоимость. К ним нужно приплюсовать прибыль, которую хотело бы иметь предприятие. В итоге мы получаем цену товара. Окинем взглядом принцип калькуляции еще раз:
|
прямые расходы за материал |
+ |
прямые расходы за персонал |
+ |
накладные расходы за материал |
+ |
накладные расходы за персонал |
= |
производственные издержки |
+ |
накладные расходы за управление |
+ |
накладные расходы за реализацию |
= |
себестоимость |
+ |
прибыль |
= |
цена |
Нетрудно догадаться, что скрывается за этой схемой: предприятие за основу берет все фактические и все предполагаемые расходы, приплюсовывает сюда прибыль - и готова иена. Отличный метод, удобный и быстрый. Но, правда, что же получается? Результат тот, что покупатель должен постоянно считаться с ценой, предложенной продавцом. При рыночной экономике это исключение. Здесь действуют законы предложения и спроса и цены формируются в результате конкуренции между продавцами.
|